Трубопроводы в СССР

После окончания Первой мировой войны в Российской империи, а потом и в молодой Советской республике наметился масштабный и устойчивый рост спроса на продукцию нефтегазовой отрасли. Растущая промышленность и развитие транспорта потребовали значительного увеличения добычи и транспортировки нефтепродуктов. Справляться с этой проблемой предстояло ученым и инженерам, занимавшимся дальнейшим развитием трубопроводных систем.

Уже в 1925 году, в не самый простой для страны период, советские специалисты спроектировали и построили вторую ветку нефтепровода Баку-Батуми длиной 834 километра, а чуть позже появился 650-километровый нефтепровод, соединивший Грозный и Туапсе. К этому времени диаметр массово применявшихся труб составил уже 250 мм. Для поддержания необходимого давления, через каждые 70 километров располагались насосные станции.

Большие стройки предвоенного периода потребовали еще более интенсивного строительства трубопроводов для нужд нефтегазовой отрасли. Например, в 1932 году был построен нефтепровод Гурьев-Орск, соединивший бакинские нефтяные промыслы с крупными промышленными потребителями Урала.

Сети трубопроводов охватывают огромные территории, соединяя Закавказье и Северный Кавказ, Украину, Поволжье, Западный Казахстан и, конечно же, регионы Центральной России. К началу Второй Мировой, протяженность трубопроводов в СССР составляла уже 4000 км.

Важную роль в Великой Отечественной Войне сыграли трубопроводы, обеспечивающие потребности оборонных предприятий и городов. Например, Ленинград снабжался топливом по 30-километровому бензинопроводу, большая часть которого проходила по дну Ладожского озера. Построенный менее, чем за полтора месяца, он позволял транспортировать в город до 600 тонн топлива в сутки.

В период боев за Сталинград, в тяжелейших условиях был построен 18-километровый газопровод для снабжения города топливом. Подобных примеров множество, это лишь наиболее известные.

В конце 50-х - начале 60-х годов масштабное строительство трубопроводов в СССР возобновляется с новой силой. Одной из таких великих строек стал нефтепровод "Дружба", в 1960–1964 годах соединивший СССР, Польшу, Чехословакию и Венгрию. Его диаметр составлял 1020 мм, а протяженность первой очереди - 5116 км. Вторая очередь была запущена уже в 70-е, увеличив протяженность системы до 10000 километров.

В 1973 году 2200-километровый трубопровод соединяет Усть-Балык и Альметьевск, а в 1976 строится трубопровод Самотлор – Куйбышев протяженностью 2263 км. К крупнейшим стройкам в отрасли относится также магистраль Сургут – Полоцк – Вентспилс длиной 3300 километров.

Строительство газопроводов в Советском Союзе началось несколько позже, однако также достигло впечатляющих масштабов. В 1946 году 800-километровый газопровод соединяет Саратов и Москву, а через 10 лет была построена магистраль Ставрополь-Москва, позволившая транспортировать газ на расстояние 1254 километра.

Таким образом, к концу 80-х годов Советское государство обладало мощнейшей системой нефте- и газопроводов, протяженность которых составила десятки тысяч километров, большая часть которых используется и в наши дни.